Головна
Реєстрація
Вхід
Нд
24/05/19
09:06
Ви увійшли як Гость | Група "Гости"Вітаю Вас Гость | RSS
Мельник Наталія Миколаївна
Я вдячна, що Ви завітали на мій сайт - сайт вчителя біології та хімії.

Меню сайту

Категорії розділу
Мої статті [5]

...

Міні-чат
200

Форма входу

Наше опитування
Ви, відвідувач сайту:
Всього відповідей: 53

Годинник

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Гості

Конкурси

 Каталог статей 
Головна » Статті » Мої статті

Загальна біологія 10 клас

Тип урока: Урок усвоения новых знаний (лекционное занятие с элементами индивидуальной работы учащихся).

 I. Цель урока

ü  Познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах.

ü  Продемонстрировать успехи современной науки в решении вопросов, связанных с кодированием наследственной информации и пути использования этих знаний в решении прикладных задач (формирование естественнонаучной картины мира).

ü  Формировать навыки решения биологических задач, имеющих математическую или логическую основу (перекодировка из одной знаковой системы в другую, расчетные задачи).

 II. Основная воспитательная идея

ü  Единство способов познания и описания мира (естественных и гуманитарных наук, искусства) в формировании целостной картины мира.

 III. Комплексные задачи урока

А. Доминирующие образовательные задачи.

ü  Актуализировать знания о белках и нуклеиновых кислотах как биополимерах, роли клеточных органелл в процессах хранения, передачи и реализации наследственной информации.

ü  Сформировать представления о принципах кодирования наследственной информации.

 Б. Доминирующие воспитательные задачи урока.

ü  Развитие познавательного интереса при привлечении информации (и способов ее усвоения и применения) из разных областей интеллектуальной деятельности.

 В. Доминирующие задачи развития.

ü  Развивать навыки работы с разными видами информации и способами ее предъявления.

ü  Продолжить работу над применением навыков решения математических и логических задач применительно к молекулярной биологии (расчеты по длине и молекулярной массе биополимеров, работа с таблицей генетического кода, задачи на использование принципа комплементарности).

ü  Актуализировать навыки навигации по использованию в учебном процессе компьютерных курсов («Открытая биология 2.6» или «Химия, Биология, Экология») или объектов мультимедтийной библиотеки «Биология - молекулярная и клеточная биология, 10–11 классы» из серии «Открытая Коллекция» (все продукты ООО «ФИЗИКОН»)..

 IV. Учебное оборудование

Модели РНК и ДНК; модель-аппликация «Синтез белка». Компьютер с мультимедийным проектором (большим монитором). Компьютерный курс «Открытая биология 2.6» или «Химия, Биология, Экология» или мультимедтийная библиотека «Биология - молекулярная и клеточная биология, 10–11 классы» из серии «Открытая Коллекция» (все продукты ООО «ФИЗИКОН»).

 V. Структура урока

 Краткий план занятия:

Занятие рассчитано на один академический час в кабинете биологии с одним компьютером (оптимальный вариант - с мультимедийным проектором).

1.    Организационный момент - 2-4 минуты;

2.    Актуализация знаний о белках и нуклеиновых кислотах, клеточных органоидах, связанных с процессами хранения наследственной информации и процессами биосинтеза. Повторение теоретического материала, работа с интерактивными моделями 3.7. Комплементарность нуклеотидов, 3.9. Строение хромосомы, 3.11. Транскрипция 8-10 минут;

3.    Изучение нового материала (школьная лекция, изучение принципов работы с таблицей генетического кода) - 18-20 минут;

4.    Работа с таблицей генетического кода  (решение задач с демонстрацией примеров решения из компьютерного курса «Химия, Биология, Экология» или «Открытая биология 2.6») – 5-7 минут;

5.    Закрепление знаний по изученной теме (комментирование рисунков и моделей из компьютерного курса «Химия, Биология, Экология» или «Открытая биология 2.6») - 5-10 минут;

6.    Домашнее задание3-4 минуты.

 Подробный конспект занятия.

1.    Организационный момент. Пояснение цели урока, его места в изучаемой теме, особенностей проведения.

2.    Актуализация знаний о белках и нуклеиновых кислотах, клеточных органоидах, связанных с процессами хранения наследственной информации и процессами биосинтеза. В ходе актуализации знаний в форме беседы важно вспомнить особенности состава белков и нуклеиновых кислот как биополимеров, входящих в их состав мономеров; для нуклеиновых кислот – подчеркнуть важность принципа комплементарости (работа с интерактивной моделью 3.7. Комплементарность нуклеотидов, можно предоставить возможность работы ученику). При актуализации знаний о роли клеточных органоидов -  работа с интерактивными моделями 3.9. Строение хромосомы, 3.11. Транскрипция (в тексте нумерация по курсу «Химия, Биология, Экология», на рисунках – по «Открытая биология 2.6»).

 

3.    Изучение нового материала. Школьная лекция. Излагается материал о свойствах  генетического кода (проводится аналогия с переводом с одного языка на другой), изучаются принципы работы с таблицей генетического кода (по таблице, рис. в учебнике или Рис. 8.2.3.1. компьютерного курса).

Если позволяет время урока и работоспособность учащихся, целесообразно дать на этом же уроке часть теоретического материала следующего урока, а именно общее описание этапов биосинтеза белка в клетке, транскрипцию (также используя лингвистические аналогии) и процессинг. Важно подчеркнуть принципиальное сходство процессов репликации и транскрипции (с использованием интерактивных моделей 3.10. Репликация ДНК, 3.11. Транскрипция)

4.    Работа с таблицей генетического кода. Решение нескольких типов задач с демонстрацией примеров решения из компьютерного курса «Открытая Биология» или «Химия, Биология, Экология» (одновременно актуализируются навыки навигации по компьютерному курсу). После рассмотрения третьей задачи (На цепи ДНК с последовательностью оснований АГТЦТГТАЦ образована иРНК. Какая последовательность оснований будет в этой иРНК?) нужно по таблице генетического кода определить последовательность аминокислот, которая кодируется данной последовательностью нуклеотидов (считать, что это последовательность смысловой нити).

5.    Закрепление знаний по изученной теме. Работа с рисунками и моделями из компьютерного курса, ответы на проблемные вопросы. Например, к модели 3.11. Транскрипция можно задать вопрос: «Репликация происходит (см. модель 3.10. Репликация ДНК) на обеих нитях двухцепочечной молекулы ДНК, тогда как транскрипция идет только по одной нити. Почему так происходит? (т.е. каково значение того, что происходит считывание только с одной нити и какие молекулярные механизмы могут его обеспечивать).» При демонстрации модели 3.11. Транскрипция для иллюстрации ответа можно обратить внимание на антипараллельность  нуклеотидных цепей в ДНК.

6.    Домашнее задание:

По учебнику: Общая биология: Учеб. для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / Д.К.Беляев, Н.Н. Воронцов, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. Д.К. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2000. - § 13, 14.

По учебнику: Рувинский А.О., Высоцкая Л.В. и др. Общая биология. Учебник для школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 2000. - § 13-15.

 

Задачи для домашнего решения (по усмотрению учителя):

1. По приводимому ниже фрагменту ДНК нужно построить иРНК и по таблице найти, какие аминокислоты эта иРНК кодирует (считаем, что задана: 1 вариант – смысловая нить ДНК, 2 вариант – комплементарная смысловой нить ДНК). В Ответе записать двухцепочечную молекулу ДНК, иРНК и аминокислотную последовательность.

АТГГААТЦГТААГЦГ

2. Что имеет большую массу - белок или кодирующий его структурный ген? Реши задачу: 1) для глюкагона, состоящего из 29 аминокислотных остатков; 2) в общем виде - для белка из N аминокислотных остатков. Какое свойство генетического кода положено в основу задачи? Средняя молекулярная масса одного аминокислотного остатка  Mr ак = 110 а.е.м. (Da), средняя молекулярная масса одного нуклеотида  Mr н = 345 а.е.м. (Da).

3. Посетите сайт «ДНК – носитель информации» (http://www.dna2.narod.ru/) Е.А.Шумилова из Владивостока. На нем рассматривается возможность кодирования любой информации в виде нуклеотидов ДНК. Он основан на идее (и даже предлагает специальную программу для этого) кодировать обычные фразы типа "Маша, я по тебе соскучился!" в виде последовательности нуклеотидов: аденина, гуанина, тимина и цитозина. Кроме того, в других разделах сайта можно найти словарь терминов и популярный рассказ о современных ДНК-технологиях. Подготовьте небольшое сообщение о полимеразной цепной реакции. 

Категорія: Мої статті | Додав: nata (12/10/07)
Переглядів: 1061 | Теги: Биосинтез белков | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Свята та події
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання

Інформери

Радіо

друзі сайту
��� 44

Сайт існує

Фраза дня

Пошук

Календар

Соціальні мережі
-->

Популярні програми
Накрутка сердечек вконтакте!

Корисні сайти
Block content http://stamina.org.ua/ http://www.planeta.co.ua/ Освітній портал Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Сайт вчителя біології та хімії Мельник Наталії Миколаївни

Copyright MyCorp © 2024
Створити безкоштовний сайт на uCoz